• 26 сентября 2014 Ольга Гронская

    Образ птиц в малых жанрах белорусского фольклора

    3

    Птицы — это летающие в воздухе существа, представленные в народной культуре как сборно, так и индивидуально. Выразительней, чем у других животных, у птиц выявляется оппозиция «чистый — нечистый», которая охватывает почти всех птиц и совпадает с оппозицией «безвредный — хищный».


    К нечистым птицам относятся, главным образом, хищные и вредные: все вороны, сорока, ястреб и ночные хищники (сова, филин, сыч), а также воробей, удод, гагара, утка, кулик.

    К чистым относят голубя, ласточку, жаворонка, клеста, аиста, лебедя. [1, с. 527].

    Из всех животных птицы наиболее тесно связаны с календарным циклом, которому подчиняется вся земледельческая и животноводческая деятельность человека. Образ жизни перелётных птиц связан со сменой погоды, пор года, с движением солнца. Поэтому поведение птиц является одним из факторов, которые организует саму структуру народного календаря, а значит, птицы особо участвуют в самом его формировании [1, c. 529].

    Не случайно с поведением птиц связано большое количество примет, в первую очередь метеорологических.

    Так, по поведению птиц можноопределить, каким будет лето:

    «Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне — к холодному лету, на теневой — к тёплому» (Фольклорно-этнографический архив фольклорно-краеведческой лаборатории Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина (ФЭАБ), записано в д. Рубель Столинского района Брестской области со слов Зиновчик Ольги Егоровны (1935 г. р., бел., письм., правасл., местная)).

    Нередко образы птиц фигурируют в народных пословицах, связанных с наступлением определённых календарных праздников, причём птицы имеют такой же высокий статус, как и люди. Например:

    «На Благовешчанне дзеўка косу нэ пляце, птушка гнэзда нэ ўе» (ФЭАБ, записано в д. Кустин Брестского района сослов Саплевич Веры Павловны (1922 г. р., бел., правасл., местная).

    В малых жанрах фольклора образ птицы функционирует как символ, часто обозначает человека:

    «Всяка пташка свае гняздо хваліць» (ФЭАБ, записано в д. Новая Мышь Барановического района со слов Турцевич Вацлавы Адамовной (1930 г. р., бел., католичка, местная).

    «Ранняя птушка дзюбу вытэрае, а пізняя гочэ продырае» (ФЭАБ, записано в д. Закозель Драгиченского района со слов Жук Надежды Андреевны).

    Рассмотрим символику отдельных птиц на примере малых белорусских жанров.

    Нередко в белорусских фольклорных текстах можно встретить образ воробья, который относится к «нечистым» птицам. В славянской культуре бытует несколько легенд, которые толкуют факт отнесения этой птицы к нечистым животным.

    Так, на территории Украины есть легенда, согласно которой воробей своим чириканьем выдал Христа преследователям, кричал «Жив! Жив!», когда Богоматерь прятала Младенца. В некоторых местностях России считается, что воробей приносил гвозди во время распятия Христа.

    Существуют также легенды относительно размеров и окраса птицы. Например, поляки считают, что за свои плохие поступки воробей получил серый окрас и носит на ногах невидимые путы или оковы, из-за чего он не ходит, а скачет на обеих ногах. Белорусы рассказывают, что птицы связали ноги воробью в наказание за провинность [1, c. 587 – 598].

    Часто воробей встречается в народных пословицах, которые актуализируют такие качества воробья, как маленький размер, подвижность. Например:

    «Слово не воробей, вылетит, не поймаешь».

    Сорока в славянской мифологии относится к нечистым созданиям: согласно сербской легенде появилась из плевка дьявола. У белорусов, русских и украинцев считалось, что сорока отпугивает демонических существ, поэтому её мёртвую вешали в хлев как оберег [1, c. 556 – 568].

    Согласно народным поверьям всех славян, ласточка относится к чистым, «святым» птицам:

    «Ны можно ласточкыны гнёзда разбураты, кажуть, шо ласточкы улытять iдождiунысуть. Iнэ будэ урожаю». 

    Согласно легендам, ласточки стремились отвести преследователей Христа от того места, где он прятался. В отличие от воробьёв, которые в народных верованиях выступают как «нечистые» сущности, ласточки стремились уберечь Христа от страданий: кричали «Умер! Умер!», воровали гвозди, вынимали колючие шипы из венца Христа и носили ему воду, жалобно стонали, кружа над его головой.

    Ласточке, как и аисту, который также строит своё гнездо на креше дома или хлева, свойственна функция защитницы дома и домашнего скота. Повсеместно считалось, что гнездо ласточки под крышей обеспечивает благополучие и счастье. Также говорили, что её гнездо оберегает от злых чар. Счастливым считался и хлев, где есть гнездо ласточки: это хорошо сказывается на скоте. Поэтому большой грех убивать эту птицу, употреблять в пищу, разрушать её гнёзда [1, с. 618 – 633].

    Это же относится и к аисту:

    «Аістам нельга вредіть, таму што яны могуць прынесці якую-небудзь палку ці ўгалёк і могуць спаліць дом» [ФЭАБ; Вольшая Турна Каменецкого р-на].

     «Кулы бусён зробыць гныздо на хаты, то будэ дустаток у сям’і. Разбураты гныздо бусня — вылыкі гріх, бо то вэльмэ опасно. Гавораць, шо у одный нозе ў бусня огонь, а в другуй — вуда. В удплату за рузбуранэ гнэздо можэ прынэсты гулувешку на стрэху і подпалыты хату. А шчэ гіршый гріх — забыты бусня. То тое ж самэ, шо забыты чулувіка, бо він сам пуходыць уд чулувіка» [ФЭАБ; Кустынь Брэсцкого р-на].

    В загадках часто обыгрывается образ аиста:

     «Стаіць над вадою, целяпае барадою» (ФЭАБ; записано в д. Навицковичи Каменецкого района Брестской области со слов Тадарчук Тамары Владимировны (1937 г. р., бел., письм., правасл., местная)).

     «Хто ў чырвоных ботах ходзіць па балоце?» (ФЭАБ; записано в д. Речки Ивацевичского района со слов Латышевич Анны Сергеевны (2000 г. р., бел., письм., местная)).

    Аист — это особенно уважаемая птица, вместе с соловьём, ласточкой, голубем, по народным представлениям всех славян, — «божья» птица. Согласно легенде, которая бытует у белорусов, украинцев и поляков, аист происходит от человека (апостола), которому Бог поручил выбросить в водоём гадов в мешке, запретив на них смотреть. Но любопытство победило — человек заглянул в мешок и выпустил гадов. Тогда Бог превратил человека в аиста и приказал выловить всех гадов [1, с. 646 – 667].

    С этой легендой коррелируют загадки об аисте наподобие:

    «Ходыть по булоті, ножкы высоко пудымае, жаб шукае» (ФЭАБ; записано в д. Радеж Маларицкого района со слов Дацик Марины Андреевны (1948 г. р., письм., правасл., местная)).

    У белорусов, украинцев и поляков аистам приписываются некоторые человеческие качества. Считается, например, что аист верный, ревнивый, мстительный, у него ноги похожи на человеческие, их красный цвет обусловлен тем, что превращён в аиста был человек в красных ботинках, или Бог бил человека-аиста по ногам, пока не потекла кровь. С аистом, который, как верили, приносит из тёплых стран тепло и возвращает его назад, связаны различные весенние и осенние приметы, присказки типа:

    «Як прыляталі (буслы) яшчэ перад Благавешчаннем, значыць эта к ранней вясне, после Благавешчання — к позняй вясне» (ФЭАБ; записано в д. Тальминовичи Ляховического района, Брестской области со слов Абрамчик Вацлавы Станиславовны (1928 г. р., письм., катол. Местная)).

     «На Спас — полэтять буські од нас» (ФЭАБ; записано в д. Моталь Ивановского района со слов Данилевич Ольги Гавриловной (1940 г. р., бел., письм., правосл., местная)).

    Таким образом, птица является неотъемлемой частью славянской мифологии, с чем связана функциональность орнитологического образа в малых жанрах фальклора.

    Литература:

    1.     Гура, А. В. Символика животных в славянской народной традиции / А. В. Гура. — Москва: Индрик, 1997. — 910 с.

    Сокращения:

    ФЭАБ — Фальклорно-этнографический архив фальклорно-краеведческой лаборатории Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина.

    Опубликовано в Фольклор

    Поделиться Опубликовать
Комментарии:
  • Ваше имя:
  • Заголовок:
  • Текст сообщения:
  • ира

    05 мая 2016

    екуца

    сссссссссссссссссссссссссссссссссссссспппппппппппппппппппппппппппппппппоооооооооооооооооооооооооооосссссссссссссссссссссссииииииииииииииииииииииииибббббббббббббббббббббббббббббббббббооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо.

  • авдойка

    05 мая 2016

    иаорпв

    ффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффффуууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууууу

  • даун

    05 мая 2016

    норм

    гггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггг

  • Подпишитесь на новости ВсеБеларусы:

    Отказаться от подписки

    Подписаться

Самое популярное

© 2011 УсеБеларусы — создан для нас и про нас

Идея и разработка SATIO\БРЕНД ГОДА

Копирование материалов только с письменного разрешения

УНП 190438641

Разработка сайта —